Не раз подтвержденным оказывался факт, что подавляющее большинство получающих высшее образование, в последующей профессиональной деятельности реализуют себя далеко не в той специальности, которой обучались. Но факт фактом - он дает лишь отсутствие сомнения в нем и, как следствие, отсутствие ряда вопросов. В обычное время. Могу сказать со своей стороны, что, зная об этом, я в действительности вник в проблему только тогда, когда столкнулся с - можно так сказать - численными данными. В прошлом году мы на коленке корябали исследовательскую на эту тему, получили в сухих данных менее 30% заинтересованных в выбранной профессии уже на 1-2 курсах университета. И вот не успел начаться этот семестр, а те же данные отразились уже на примере нашей - группы. Я с первых занятий начал замечать, что количество тех, кто действительно представляет и интересуется, - колеблется между двумя, тремя людьми против двадцати (вот они, сакральные "меньше 30%"). И точно также - я это знал, но до конца не осознавал. На прошлом практикуме мы заполняли опросник на предмет мотивировки обучения. Суть в следующем. Есть три шкалы (три вида мотивировки): 1) Приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность), 2) Овладение профессии (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), 3) Получение диплома (простая формальность, получение любого диплома). Если понаблюдать за тем, как проходило само заполнения опросника, то большинство студентов начинали ухмыляться и подшучивать на тех вопросах, которые относились ко второй шкале (а звучали эти вопросы, соответственно, вроде "я считаю эту профессию лучшей из существующих", "я бы не сменил вуз при такой возможности"). По итогам только двое из ~20 человек получили в приоритете вторую шкалу. Остальные разделились между 1 и 3 (в основном, конечно, 1; дипломная мотивировка на нашем курсе еще пока не актуальна, а потому весьма туманна).

Но поговорим немного о самом опроснике, используемом нами на этом занятии. Это была так называемая "Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной". Но направлена она не столько на вычленение одной из мотиваций, сколько на анализ адекватного и неадекватного выбора специальности. Вернемся к перечисленным мною шкалам: 1) мотивировка приобретения знаний, 2) мотивировка овладения профессией, 3) мотивировка получения диплома. Преобладание баллов по 1 и 2 свидетельствует об адекватном выборе, в противном случае выбор считается неадекватным. Но поскольку между 1 и 2 мотивировкой по отдельности я вижу весьма существенную разницу при их отдельном преобладании (суммарность это, конечно, хорошо, но), а разницу эту вижу как раз в последующей "работе не по профессии" в силу не вынужденных (отсутствие места и перспектив), а личных причин, где-то под хвостом этой методики я все равно примешал себя и свой интерес к этому вопросу. Причина моих личных примешиваний, которыми я обычно не грешу, в том, что я не так редко наблюдал (и наблюдаю) отчетливое преобладание первой мотивировки при обучении (конечно, здесь стоит учитывать еще кое-какие побочные механизмы, но в чисто теоретическом варианте нарочно их опустим), при этом полное отсутствие представлений о профессии (к таким людям у меня всегда лишь один вопрос: зачем?).

Все желающие потестировать себя любимых - добро пожаловать под ниже следующий кат.

Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной