Не раз подтвержденным оказывался факт, что подавляющее большинство получающих высшее образование, в последующей профессиональной деятельности реализуют себя далеко не в той специальности, которой обучались. Но факт фактом - он дает лишь отсутствие сомнения в нем и, как следствие, отсутствие ряда вопросов. В обычное время. Могу сказать со своей стороны, что, зная об этом, я в действительности вник в проблему только тогда, когда столкнулся с - можно так сказать - численными данными. В прошлом году мы на коленке корябали исследовательскую на эту тему, получили в сухих данных менее 30% заинтересованных в выбранной профессии уже на 1-2 курсах университета. И вот не успел начаться этот семестр, а те же данные отразились уже на примере нашей - группы. Я с первых занятий начал замечать, что количество тех, кто действительно
представляет и
интересуется, - колеблется между двумя, тремя людьми против двадцати (вот они, сакральные "меньше 30%"). И точно также - я это знал, но до конца не осознавал. На прошлом практикуме мы заполняли опросник на предмет мотивировки обучения. Суть в следующем. Есть три шкалы (три вида мотивировки): 1) Приобретение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность), 2) Овладение профессии (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), 3) Получение диплома (простая формальность, получение любого диплома). Если понаблюдать за тем, как проходило само заполнения опросника, то большинство студентов начинали ухмыляться и подшучивать на тех вопросах, которые относились ко второй шкале (а звучали эти вопросы, соответственно, вроде "я считаю эту профессию лучшей из существующих", "я бы не сменил вуз при такой возможности"). По итогам только двое из ~20 человек получили в приоритете вторую шкалу. Остальные разделились между 1 и 3 (в основном, конечно, 1; дипломная мотивировка на нашем курсе еще пока не актуальна, а потому весьма туманна).
Но поговорим немного о самом опроснике, используемом нами на этом занятии. Это была так называемая "Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной". Но направлена она не столько на вычленение одной из мотиваций, сколько на анализ адекватного и неадекватного выбора специальности. Вернемся к перечисленным мною шкалам: 1) мотивировка приобретения знаний, 2) мотивировка овладения профессией, 3) мотивировка получения диплома. Преобладание баллов по 1 и 2 свидетельствует об адекватном выборе, в противном случае выбор считается неадекватным. Но поскольку между 1 и 2 мотивировкой по отдельности я вижу весьма существенную разницу при их отдельном преобладании (суммарность это, конечно, хорошо, но), а разницу эту вижу как раз в последующей "работе не по профессии" в силу не вынужденных (отсутствие места и перспектив), а личных причин, где-то под хвостом этой методики я все равно примешал себя и свой интерес к этому вопросу. Причина моих личных примешиваний, которыми я обычно не грешу, в том, что я не так редко наблюдал (и наблюдаю) отчетливое преобладание первой мотивировки при обучении (конечно, здесь стоит учитывать еще кое-какие побочные механизмы, но в чисто теоретическом варианте нарочно их опустим), при этом полное отсутствие представлений о профессии (к таким людям у меня всегда лишь один вопрос: зачем?).
Все желающие потестировать себя любимых - добро пожаловать под ниже следующий кат.
Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
Инструкция: Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-» со следующими утверждениями.
ПыСы от Харви: в опроснике фигурирует несколько вопросов, которые отмечаются не + и -, а прописываются словами/фразами/перечислениями (зависит от того, как вам захочется ответить на поставленный вопрос). Не пугаемся, так и задумано. Стоит отдать должное этой методике: рефликсионный компонент она тоже в себе носит.
1. Лучшая атмосфера занятий – атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13. От каких из присущих вам качеств вы бы хотели избавиться? Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки).
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твердо уверен, что моя профессия дает мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напиши ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей профессией.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отставать от них.
45. Чтобы убедить в чем – либо группу, мне приходиться самому работать очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора.
Обработка и интерпретация результатовОбработка и интерпретация результатов
КЛЮЧ к опроснику
1) Шкала «Приобретение знаний»
- за согласие ( «+» ) c утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 – 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла;
- за несогласие ( «–» ) с утверждением по п. 28 – 1,2 балла; по п.42 – 1,8 балла.
Максимум – 12,6 балла.
2) Шкала «Овладение профессией»
- за согласие по п. 9 – 1 балл; по п.31 – 2 балла; по п.33 – 2 балла; по п.43 – 3 балла; по п.48 – 1 балл и по п. 49 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
3) Шкала «Получение диплома»
- за несогласие по п. 11 – 3,5 балла;
- за согласие по п. 24 – 2,5 балла; по п. 35 – 1,5 балла; по п. 38 – 1,5 балла и по п. 44 – 1 балл.
Максимум – 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.